ЖИЗНЬ С ЛЮБОВЬЮ
В связи с предстоящим юбилеем режиссера Э. А. Рязанова в киноклубе «Эльдар»
состоялись творческие встречи с Валентином Гафтом и Валерием Гаркалиным.
Эльдар Рязанов: «Валентин Гафт – это глыба. Он потрясающ на сцене и поразителен
на экране. У меня Валентин Иосифович снялся в шести картинах: «Гараж», «О бедном
гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные»,
«Старые клячи», «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
Каждая встреча с этим замечательным актером – счастье для режиссера. А ведь он
еще и поэт, и автор эпиграмм. Он человек с нежной, ранимой душой, идеалист,
рыцарь искусства, влюбленный в свою профессию.
Валерий Гаркалин наделен редким даром – комедийным. Его внутренний «серьез»,
отсутствие наигрыша, внешность, достоверность во всем делают его персонажи
уморительно смешными на экране и на сцене. А это дано немногим. Я помню, как
хохотал при каждом его появлении в «Ширли-мырли». Я был счастлив работать с ним
в фильме «Андерсен. Жизнь без любви». Его принц, а потом король озарены иронией
и юмором и доставляют, как мне думается, истинную радость зрителям».
Первый из бенефициантов великолепно читал свои эпиграммы – знакомые и новые.
Второй – приятно удивил, установив равноправное партнерство со зрителем.
«Когда я приехал в Санкт-Петербург на съемку в фильме «Андерсен. Жизнь без
любви», – рассказывал Валерий Борисович Гаркалин, – ко мне подошел коллега по
фильму, актер Владимир Симонов, и спросил: «Ты понимаешь, что снимаешься у
самого Рязанова?». Я опешил от этого открытия и стал думать, как лучше
соответствовать уникальной ситуации. Но когда на съемочной площадке Эльдар
Александрович спокойно произнес: «Валерий, вот ваше место» – и указал на
театральный балкон, мне сразу стало комфортно. Более счастливой, свободной и
замечательной атмосферы я не ощущал никогда и нигде».
Гаркалин с большой благодарностью отнесся к вопросам в записках, на многие из
которых, кстати, отвечал стихами классиков.
В частности, рассказал, что по окончании Гнесинского музыкального училища
поступил в 1978 году на факультет кукольного искусства. Сергей Владимирович
Образцов, под чьей эгидой он находился, настаивал, чтобы артистов этого жанра
называли не кукловодами, а кукольниками. Четыре года Валерий Гаркалин учился на
курсе, которым руководил знаменитый Л. А. Хайт. Курс был очень дружный. По
окончании учебы выпускники создали театр на колесах «Люди и куклы», который в ту
пору, так называемый период застоя, был очень известен. Объездили всю страну.
Позже Гаркалин поступил в ГИТИС на режиссерский факультет. Он вспоминал: «Сделал
дипломную работу артиста в Театре сатиры, и главный режиссер Валентин Николаевич
Плучек взял меня в труппу в качестве артиста. После того как труппа осиротела
из-за трагического ухода в одночасье двух великих артистов – А.Д. Папанова и
А.А. Миронова, режиссер занялся формированием новой труппы, новой генерации
актеров, которых набирал из разных театральных вузов. Сменилась репертуарная
политика. Плучек много спектаклей ставил специально на меня, и 10 лет моего
пребывания в Театре сатиры были счастливыми. Самая незабываемая работа, самая
любимая моя роль – Петруччио в ярком, бурлескном, нашумевшем спектакле
«Укрощение строптивой». Играл в «Трехгрошовой опере», Хлестакова в «Ревизоре», в
пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце» – Курослепова. Стоял на сцене рядом с
выдающимися артистами Ольгой Александровной Аросевой, Менглетом, Мишулиным,
Ткачуком…
Потом, когда я снимался у Владимира Валентиновича Меньшова в «Ширли-мырли»,
прославившей меня на всю страну, каждый раз в кадре находился с настоящей
историей кинематографа: Нонной Викторовной Мордюковой, Олегом Николаевичем
Ефремовым, Олегом Павловичем Табаковым и, конечно, Инной Михайловной Чуриковой.
Уникальный исполнительский состав, подаривший мне счастье партнерства! И они
отнюдь не мнили себя «звездами».
Мы много придумывали прямо на съемочной площадке. Инна Чурикова искала
мотивировку каждой детали. Не без моей подсказки получилось блистательное:
«Простите меня, деточки, дуру старую!».
Уже много лет преподаю в ГИТИСе, теперь РАТИ, и учу своих студентов: «Хоть раз в
жизни посмейся над собой. Быть несерьезным полезно». Готовлю актеров –
синтетических: мои ребята поют, прекрасно двигаются. Научить актерской профессии
еще никому не удавалось, но можно научить увлекаться, идти с радостью на любую
творческую задачу. Я рад, что обладаю качеством увлечь детей, вести их за собой
и радоваться их результатам. Мне нравится также воспитывать в учениках
поэтическое, метафорическое сознание. Очень люблю творчество великой поэтессы и
женщины Беллы Ахмадулиной, поэтов золотого и серебряного века.
Важно формировать и поддерживать неповторимость, индивидуальность, которая есть
в каждом из нас, такого актера, которого ни с кем не спутаешь. Не будет второй
Раневской, Дорониной… и такой, как Татьяна Васильева, моей партнерши в течение
10 лет. Мы подготовили уже шестую совместную работу. Приходите на наши спектакли
в Театр-студию киноактера, театр «Содружество актеров Таганки». Не пожалеете!».
…Когда Валерия Гаркалина попросили назвать свою главную жизненную победу, он
ответил философски: «Слово «победа» означает «что-то после беды». Ее как радость
в чистом виде воспринимать нельзя, так как она «после беды», страданий, мук. Но,
сделав вывод, к ней можно прийти. Если на этом пути встречаешь суровые,
непосильные для души испытания, то цена победы – это то, что ты все-таки прошел,
выполнил непосильную задачу и выжил. И в этом высокий пафос нашей жизни.