ВСЯ ЛИРИКА В БАЛЛОНЧИКЕ...
Разрисованные стены городских зданий, метро, переходов... кому-то это
режет глаза, а кому-то даже нравится. Проходя мимо замысловато
разрисованной стены, порой, искренне восхищаешься мастерством художника.
Рисунки можно увидеть где угодно, а вот авторов этих произведений
современного искусства вы за работой не увидите никогда. Граффитчики,
хоть и экстремалы, но по своей природе очень осторожные люди. Рисуют в
основном в ночное время. Все же мне удалось взять интервью у одного
Марьинского граффитчика. С его помощью я немного приоткрою завесу над
тайной нового вида творчества. Самый обаятельный бомбер нашего района -
Гомер.
История Гомера как граффитчика начинается семь лет назад.
Двенадцатилетний парень, горячо увлекающийся культурой хип-хопа, впервые
взял в руки баллончик с краской и не без робости попытался что-то
изобразить. Сначала "жертвой" юного бомбера стал собственный этаж,
который он "забомбил" разными надписями. Следующий шаг - двор, где
появилась первая осмысленная работа. Баллончик эффектно распылил слово "
свобода ". У Гомера был друг Босс, его ровесник. Он занимался граффити
гораздо дольше, поэтому немного помогал новичку.
Прошло семь лет с того момента, как Гомер ощутил в себе острое желание
творить собственный стиль, свои взгляды и принципы, практические навыки
и немалый опыт. "Рисовать где попало, изображать все, что есть в
воображении и ничего не бояться: вот девиз свободного граффитчика"-
считает Гомер. Жизнь его полна забот. Помимо учебы необходима работа,
чтобы добывать деньги на краску и прочие необходимые штуки, а оставшееся
свободное, да и несвободное время тоже, посвящается созданию идей и
эскизов будущих работ, а воплощение их в жизнь требует найти удобное и
привлекательное местечко, изучить его и только потом приступать к
работе.
Человека, занимающегося граффити, легко вычислить на улице среди других.
Его выдают джинсы, забрызганная краской толстовка, здоровенный рюкзак за
спиной, необходимый для транспортировки баллончиков с краской. В глазах
- непонятный обыкновенному обывателю азарт при виде какой-нибудь
подходящей стены.
Как разобраться в стилях граффити? Гомер мне популярно разъяснил. Как,
оказалось, существует два основных направления в стилях. Первый и самый
простой, для тех, кто не хочет особо париться над техникой, называется
бабл леттерс (пузырики) и блок бастер (большие квадратные буквы). Второй
более сложный - вайлд стайл (дикий стиль) и 3D ('это мультяшные герои,
предметы - характеры).
Как известно, милиция не очень любит свободных художников. Они вынуждены
принимать меры безопасности. К примеру, рисуют в резиновых перчатках. В
случае чего их легко выкинуть и, что называется, умыть руки. Носят
удобную одежду, которая не должна мешать, в случае чего удрать от
представителей закона. Гомеру от милиции приходилось спасаться бегством
не раз. Бывало, попадался. По мнению Гомера, существуют три основные
ситуации при встрече с блюстителями порядка. Первая - когда сотрудники
милиции проходят мимо (если рисуют девчонки, правда это бывает редко).
Вторая - перебранка. Милиционеры могут перетряхнуть рюкзаки, но в
отделение не забирают. Третья самая нежелательная ситуация, когда
забирают в отделение милиции, где заводят уголовное дело по статье 214 -
вандализм. Экстремальней ситуации не придумаешь.
Но это еще не все опасности. Большинство несчастных случаев,
происходящих с экстремальными художниками, случается в тоннелях
метрополитена, депо. Не смотря на потери, эти рисковые ребята лазают и
лазают в опасные места...
В настоящее время, по мнению Гомера, граффити переживает свой взрыв,
находится на пике популярности. Это некая мода. И мало кто знает, что
граффити в далеком 1985 году в нашу страну привезли простые ребята из
Питера и Риги: Вульф, Баскет и Крыс. Тогда никто в Союзе еще не знал о
граффити, а культура хип-хопа только зарождалась. В те времена
заниматься ужасным творчеством ради моды никому и в голову бы не пришло.
Трудно было найти баллончики, а о их качестве и говорить не приходилось.
Не было никаких изданий, публикующих хоть какую-нибудь информацию о
граффити. Но хип-хоп взял свое и граффити, как составная его часть,
начало стремительно развиваться. С 1999 года и по сей день граффити
является весьма распространенным занятием. Разрисованные стены можно
встретить и в Москве, и в Красноярске, и во Владивостоке - везде. Народ
желает самовыражаться. Вопреки запретам и опасностям. Серые стены серых
городов им не по нутру. Как знать, быть может, и их стараниями изменится
привычный облик Москвы и т.д., и т.д.?
Елена Кирксова.